При разработке названия магазина часто возникает противостояние видений клиента и неймера. Они смотрят на нейминг совершенно разными глазами. То, что очевидно для одного, например, почему магазин цветов нельзя называть «Аленький цветочек», другому непонятно. «Как могут нравится такие названия!» — восклицает неймер. «Как можно предлагать такие анти-аленький-цветочек имена!» — вопиет клиент.
В чём тут проблема? Давайте посмотрим на роль каждого участника в процессе разработки названия магазина.
Неймер
Перед тем как придумывать название неймер тщательно изучает рынок и конкурентную среду. Выявляет наиболее популярные тематики названий, общеупотребительные слова — стоп-листы, чтобы при разработке названия избежать шаблонов и стандартных решений. «Выделяйся — или умирай!» — таков жёсткий закон рынка.
Клиент
Клиент отлично знает логистическую цепочку, хороших поставщиков, владеет всей информацией по таможенному оформлению, отлично разбирается в вопросах торгового оборудования и аренды. Техническая сторона процесса — его конёк. И именно с этим багажом знаний он приступает к выбору имени.
Чем он будет руководствоваться при принятии решения? Работает — не работает? В том-то и дело, что клиент не понимает, как должно работать название. А потому всё сводится к «нравится — не нравится».
— О, вот слово все знают! Вот очень позитивное название! — думает клиент.
Ещё он вспомнит лидеров рынка и попытается сравнить предложенные варианты названий с их именами. Свою проблему подменит чужой «историей болезни». Понимаете трагизм ситуации?
Не понимаете? Тогда давайте мы переложим ситуацию. Представьте, что транспортную компанию выбирают только потому, что у них фуры зелёного цвета, а зелёный — это символ жизни, здоровья. Место для аренды — по примеру лидера отрасли — на первой линии. Чувствуете абсурд происходящего?
Все магазины изначально делятся по категориям: магазин одежды, продуктов, цветов, спортивных товаров, электроники и т. д. В каждой категории идёт своя специализация. Например, для магазинов одежды — это одежда для детей, спортивная одежда, одежда для полных, итальянская одежда, распродажа одежды и т. д. Почему-то клиент думает, что в названии магазина достаточно отразить эту специфику. (Мы даже не будем сейчас говорить о большем заблуждении, когда, например, формулировку «итальянская одежда» принимают за позиционирование.)
Ошибочность в том, что число магазинов по каждому направлению исчисляется десятками. Нужно думать, как выделиться не в общем понятии «магазин» или «магазин одежды», а именно в своей конкретной нише. Нужно постоянно заужать задачу. Если я хочу купить, например, итальянскую одежду, то это не значит, что я куплю всё, что угодно, лишь бы там была этикетка Made in Italy.
Само желание клиента непременно отразить тематику в названии — спорное решение. Нейминг не единственная составляющая брендинга. У вас будет как минимум вывеска и витрина. И каждый инструмент вместо того, чтобы исполнять свою роль и дополнять друг друга, будет только дублировать. В этом случае нейминг работает вхолостую. Пусть нейминг рождает образ, легенду, эмоции, а род деятельности отражается в нём опосредованно.
В следующих публикациях рассмотрим подробно названия магазинов для конкретной сферы деятельности.